Проблемы развития региональных схем поддержки ипотечного жилищного кредитования.

2004

Научный руководитель: дэн, профессор Московцев А.Ф.


Процесс развития ипотечного жилищного кредитования на сегодняшний момент является одним из наиболее актуальных вопросов финансовой сферы. Если еще два года назад предложение ипотечных кредитов было скорее экзотикой, чем правилом, то на сегодняшний день более 16 банков имеют собственные ипотечные программы, а более 80 фондов и 30 банков включены в т.н. «сетевые» программы АИЖК, МАИ,

Региональная ипотека используется, главным образом, органами власти субъектов федерации для решения жилищных проблем населения. Размещение средств происходит, как правило, через специальные Фонды, Агентства и т.д., являющимися некоммерческими организациями. Главным отличием региональной схемы является попытка ее авторов совместить социальную (рассчитанную на малообеспеченных граждан) и коммерческую ипотеку, что в ряде случаев превращается в неэффективное использование бюджетных, а зачастую, и привлеченных с помощью налоговых и др. льгот, средств граждан и юридических лиц. Одной из главных причин этого является нечеткое определение круга лиц, обладающих правом на льготную ипотеку. В их число может входить до 85 процентов населения региона.

Функционирование региональных схем ипотечного кредитования отличается следующими особенностями:

1. Высокая зависимость ипотечных организаций от бюджетных ассигнований. В результате, как показывает практика, ни одна из региональных ипотечных компаний не может эффективно решать поставленные перед ними социальные задачи. В качестве причин этого можно назвать: а)

2. Объем средств, выделяемых на ипотечное кредитование не ведет к росту объемов жилищного строительства. В регионах присутствует незначительная корреляционная зависимость между объемом средств, выделяемых местными властями из бюджета на ипотеку и ростом жилищного строительства. В Волгоградской области теснота подобной связи составляет - 0,17. В качестве причин этого можно отметить: а). Недостаточную величину денежных средств, выделяемых бюджетами на ипотеку; б). Невнимание к внебюджетным формам финансирования ипотечных программ, например налоговым льготам, ипотечным облигациям.  Следует, подчеркнуть еще раз, что в зарубежных странах редко используют механизм прямого финансирования процентной ставки, он заменяется правовым регулированием ипотечных отношений, способствующих снижению процентной ставки за счет уменьшения рисков и повышению конкуренции. В России же даже авторитетные экономические СМИ ратуют за обыкновенное субсидирование процентных ставок, что региональные власти и делают. Подобная практика пагубна, поскольку если она не удалась во время централизованной плановой экономики (бесплатное предоставление квартир), маловероятно, что она удастся в рыночных условиях (сегодня государство вряд ли способно бесплатно предоставлять даже часть квартиры бесплатно всем желающим);

3. Ипотека в регионах - это не ипотека в полном смысле этого слова. Залог недвижимости часто заменяется либо

4. Отсутствие залоговых отношений в региональных ипотечных программах, приводит к невозможности использования налоговых льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

Однако, применение ипотечных схем, даже в тех формах, которые присутствуют в регионах, оказались шагом вперед по сравнению с полным субсидированием строительства жилья. Как показывают расчеты, эффективность вложений бюджетных средств в социальную ипотеку в 6,4 раза превышает эффективность вложений в стопроцентное финансирование жилищного строительства. Это достигается благодаря тому, что рост государственных расходов на ипотеку влечет за собой рост вложений частного сетора в жилищную сферу. В Волгоградской области, по итогам 2001-2002 г., на 100 руб. денежных средств, выделенных Фондом, Заемщик вкладывал 354 рубля собственных средств. Еще одним отличием стопроцентного финансирования жилищного строительства от социальной ипотеки заключается в том, что в первом случае деньги в Фонд не возвращаются, а во втором случае часть реальной стоимости ссуды возвращается в течение 10 лет и направляется на дальнейшее кредитование заемщиков.

Помимо благотворного влияния ипотечной модели осуществляемой Фондом на экономику региона, существует и такой эффект, как рост налоговых поступлений в областной бюджет. За названный период увеличение налоговых поступлений на 100 руб. государственных расходов составил 32 рубля.

Таким образом, существование региональных схем ипотечного кредитования, несмотря на существующие проблемы оказались переходной ступенью к наступившему этапу развития ипотеки в России.




©Александр Алмосов, 2004
e-mail:   kdt-post@yandex.ru
icq:  266631482

Используются технологии uCoz