Анализ финансового потенциала жителей Волгоградской области в жилищной сфере

2002

Научный руководитель: кэн, доцент Иванова Т.Б.


Анализ финансового потенциала населения важен при разработке различных социально-ориентированных программ всех уровней бюджета, а также при осуществлении коммерческих проектов в области ипотечного кредитования. Задачами подобного анализа являются: 1. разделение всего населения области на несколько групп в соответствии с получаемыми доходами; 2. определение профессиональной и возрастной структуры выделенных групп.

На всем протяжении послевоенной советской истории жилищная отрасль характеризовалась следующим: 1. Высокими темпами ввода нового жилья; 2. Наличием системы бесплатного предоставления жилья населению; 3. Низкими фактическими нормами обеспеченности граждан РСФСР жильем не только по сравнению с зарубежными странами, но и рядом советских республик.

С началом рыночных реформ положение в отрасли только усугубилось. К 2000 году падение объемов ввода нового жилья снизилось по сравнению с 1990 годом на 46,36 процента, составив 400,5 тыс.кв. метров. Причина такого падения кроется в структурных изменениях в экономике страны, а также значительном снижении бюджетных ассигнований при недостаточном платежеспособном спросе населения. Вплоть до 1999г. доля частного сектора в жилищной сфере не превышала 50 процентов, что обусловливало зависимость указанной отрасли экономики от государства, а ее благополучие от благополучия бюджета страны.Лишь в 1999г. доля частного сектора в жилищном строительстве достигла 54 процентов от общего объема вводимого в области жилья. Таким образом возросла роль факторов, связанных с масштабами участия населения на жилищном рынке и, в том числе, доходов населения.

При проведенных в ходе исследования рассчетах были использованы данные Департамента инвестиций и целевых программ Комитета экономики Администрации Волгоградской области, статистические данные Облкомстата и Госкомстата России.

В ходе проведенного мною анализа все население Волгоградской области, было разделено на 10 групп, по 10 процентов в каждой, в зависимости от получаемых доходов. Все эти 10 групп были далее поделены на 3 сегмента, в зависимости от реальности покупки жилья за собственный счет. I сегмент - самостоятельная часть населения; II сегмент - относительно самостоятельная часть населения; III сегмент - несамостоятельная часть населения.

Как показал анализ, реальные шансы купить квартиру самостоятельно без помощи государства в реальные сроки имеет только десятая группа населения - с максимальными доходами. Эти доходы начинаются со значения 2115 руб. в среднем на члена семьи в месяц в ценах 2000г. Косвенным подтверждением полученного результата могут служить данные, полученные в ходе социологического исследования на тему: “Жилищно-коммунальная сфера г.Волгограда в период реформирования.” На вопрос: “Если Вы планируете в ближайшие 5 лет изменить свои жилищные условия, то каким образом?” около 8 процентов населения ответило, что собирается приобрести жилье за собственный счет.

Таким образом, около 10 процентов населения входят  в первый сегмент и являются активными участниками жилищного рынка. Их возраст сосредоточен на отметке 27-50 лет. Они принадлежат, как правило, к работникам черной и цветной металлургии, химической промышленности, финансовой и страховой сферы. Всего 14 профессинальных групп из 28 рассматриваемых.

Следующий (второй) сегмент - относительно самостоятельные группы населения. К ним относятся девятая и, частично, восьмая группа из десяти рассмотренных. Средний доход на душу населения в этой группе начинается со значения 1507 руб. в месяц на члена семьи в ценах 2000г. Количество профессиональных подгрупп расширяется до 21 из 28. Возрастные рамки практически сходны с первым сегментом. Следует отметить, что помощь государства стимулирует деятельность данной группы на жилищном рынке. Этот сегмент самый перспективный с точки зрения запуска ипотеки в области. Помощь ему со стороны государства будет способствовать расширению жилищного строительства и привлечению средств населения в отрасль.

Третий сегмент - несамостоятельные группы населения от первой до седьмой или около 70 процентов всего населения Волгоградской области. Эти группы разнообразны, как по профессиональному, так и по возрастному признакам. Представители этого сегмента могут присутствовать на рынке жилья только при условии их полной поддержки со стороны государства.

Каждая группа требует к себе совершенно особого подхода со стороны государства.

Как уже было замечено, третий сегмент требует стопроцентного участия государства в решении своих жилищных проблем. Такое финансирование способно решить социальный кризис, но усугубить бюджетный. Как показывают проведенные в ходе исследования рассчеты, с учетом мультипликатора и налоговых поступлений, бюджетное финансирование несамостоятельных групп приводит к убыткам для государства до 82 руб. на 100 руб. инвестиций. В результате закрывается путь на жилищный рынок для второго сегмента, хотя кредитуя его государство способно получить значительно больший экономический эффект, за счет привлечения средств населения и погашением убытков процентами по кредитам.

Помощь первому сегменту со стороны государства может ограничиться лишь правовой защитой и поддержкой экономической стабильности в области и государстве.

Таким образом, на сегодня в финансовой поддержке государства нуждаются около 90 процентов населения, объединяющими первый и второй сегменты. Задачей государства в подобной ситуации становится создание оптимальной жилищной политики. Введение в Волгоградской области ипотеки может стать ее инструментом, поскольку создает самофинансирующуюся систему кредитования восьмой и девятой доходных групп и предоставит возможность бюджету сосредоточиться на группах ниже восьмой.




©Александр Алмосов, 2004
e-mail:   kdt-post@yandex.ru
icq:  266631482

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz