Источник 12. Г.Гегель. Философия
права.
Философия права делится на три части:
абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступает
свободная воля. Воплощение воли в вещах – сфера формального и абстрактного
права, отношений собственности. По существу речь идет об экономических
общественных отношениях, зафиксированных в социальных институтах и юридических
нормах. Первая заповедь права, по Гегелю, - будь юридическим лицом и уважай
других в качестве таковых. Вкладывая свою волю во внешний предмет, любой
человек тем самым приобретает право на присвоение вещей. Исходным импульсом
присвоения является потребность, именно она и побуждает к обладанию вещами. А
так как человек реализует свои потребности в собственности, то последняя
получает характер частной собственности.
От абстрактного права Гегель
переходит к морали. Первый вид свободы, реализующийся в вещах, в собственности,
не адекватен своему понятию и должен быть снят. Воля личности должна проявиться
не только в чем-то внешнем, но и в ее внутреннем мире. Внутренний мир личности
есть мораль. Моральная воля обнаруживается в делах. Выше морали Гегель ставит
нравственность. Мораль и нравственность – это различные понятия. Мораль
характеризует личную позицию индивида, в нравственности проявляются
органические формы общности людей – семья, гражданское общество, государство. В
этих социальных институтах дух обнаруживает себя как
нечто объективное и как подлинная свобода.
Нравственность – вечная справедливость, по сравнению с которой
суетные действия индивидов являются лишь
игрою воли.
Наиболее содержательный раздел
главы о нравственности и вообще всей «Философии права» - «Гражданское
общество». Этим термином Гегель обозначает социальный строй, покоящийся на
личном экономическом интересе. Подобное общество Гегель рассматривает как
продукт Нового времени. В основе гражданского обществе лежит системой
потребности. Человек находит вокруг себя очень мало непосредственно пригодного
для себя материала. Лишь путем труда он создает средства для удовлетворения
своих потребностей. Так возникает
экономическая система, сходная с планетной тем, что глазу сначала видны лишь
неправильные движения, а за ни скрываются определенные законы. Эти законы
изучает политическая экономия. Правосудие устраняет из жизни общества все
случайное – чувства и мнения, их место занимает закон. Однако он применим лишь
к внешним проявлениям деятельности человека. Внутренний мир человека вне сферы
права. Право отражает состояние общества. Когда услуги общества прочны, оно
снисходительно относится к правонарушениям. Если положение общества шатко,
суровые наказания призваны укрепить его положение. Поэтому один и тот же
уголовный кодекс не может годиться для всех времен. Судопроизводство должно
быть публичным, только при этом граждане выносят убеждение, что действительно
совершается правый суд. Тайное судилище – принадлежность варварских времен,
атрибут мести, а не права. Большое место в жизни гражданского общества Гегель
отводит полиции как инстанции, опекающей быт и нравы. Высшая ступень
нравственности – это государство. Государство – это шествие Бога в мире, только
в государстве осуществляется подлинная свобода.
Источник 13. Ф.Ницше. Рождение
трагедии из духа музыки.
В «Рождении трагедии из духа
музыки» Ницше пытается найти в античной трагедии мощный источник пьянящей
радости жизни, мужественное приятие жизненных ценностей. Трагическое искусство
умеет возвышенно сказать «да» жизни. Ницше переворачивает романтический образ
греческой культуры. Не классическая Греция Сократа, Платона и Аристотеля, а
досократики и трагики IV
> в. до н.э. – вот «настоящая» Греция. Тайну греческого мира
Ницше связывает с цветением «дионисийского духа», инстинктивной силой здоровья,
буйством творческой энергии и чувственной страстью в полной гармонии с
природой. Рядом с «дионисийским» рос и креп дух Апполона, рождались попытки
выразить смысл вещей в терминах меры и соразмерности. Дихотомия этих двух
начал, по Ницше, стала источником контраста, необычайно важным как в начале,
так и в конце греческой цивилизации, контраста пластического искусства
(Аполлон) и непластического, музыки (Дионис). Два этих инстинкта, один рядом с
другим, выступают в открытом диссонансе, пока каким-то неведомым чудесным
образом не соединяются в одном виде искусства, которое и есть аттическая
трагедия.
Но если Еврипид попытался
потеснить дионисийский элемент из своих трагедий в пользу морали рассудка, то
Сократ объявился со своей претензией понять все при помощи разума, с ним же и
господствовать. От Сократа и Платона и начинает отсчет по лестнице, ведущей
вниз, Ницше, называя их «псевдогреками», «антигреками». Последнее, что остается
в руках того, у кого нет другого оружия, - диалектика. Таков суровый приговор
Платону. Правда в том, что философы и моралисты обманывают самих себя, веря,
что декаданс можно остановить, объявив ему войну. То, что им представляется лекарством,
на деле новая форма упадка: они меняют способ падения, но не перестают падать.
Сократу сложно доверять, да и вся мораль нравственного совершенствования
двусмысленна. Яркий свет разума, рациональность любой ценой, сознательность без
инстинктов, вопреки им, - это лишь еще одна болезнь, и уж никак не возвращение
к «добродетели», «здоровью», «счастью». Можно ли считать здоровым Сократа, если
ему опостылела жизнь? Сказав «нет» жизни, он стал первым декадентом. Борясь с
«дионисийским культом», Сократ забыл, что он восстанавливает утраченные связи
не только человека с человеком, но и с
природой, празднуя возвращение блудного сына домой. Колесница Диониса украшена
цветами и гирляндами, а несут ее впереди пантера и тигр.
В основе философии жизни Ницше
была мысль о двух инстинктах, или двух природных началах культуры,
апполонновском и дионисийском. Знание о их существовании, по мнению философа,
незаслуженно забыто, в то время, как только оно способно объяснить диссонансы,
противоречия в жизни и культуре. Дионисийское начало – источник непокоя, мук,
несчастий, стихийного порыва. Апполоновское – обеспечивает гармонию, тишину,
покой.
Искусство и нетрадиционная
мораль, по мысли Ницше, помогут преодолеть кризис культуры. К жизни, писал он,
следует относиться как к «эстетическому феномену», потому, что бог вообще – это
бог-художник, а человек и жизнь – его произведение. Свое представление о жизни
Ницше называл артистической метафизикой. Он противопоставлял его религии.
Потому что религии., и в частности христианскую мораль, Ницше считал виновницей
искажения нравственных ценностей. Весь мой инстинкт жизни, писал он, обратился
против этой морали. Я изобрел в корне противоположное учение и противоположное
учение и противоположную оценку жизни – антихристианскую. В противоположность
Христу Ницше использовал для ее обозначения имя Антихриста. А поскольку,
говорил он, трудно определить, что скрывается за именем Антихриста, то он и
назвал важнейший инстинкт жизни именем одного из греческих богов – Диониса.
Аполлон предостерегает от диких
порывов, передает мудрый покой бога. Эта красота и гармония аполлоновского
мироощущения отразилась в гомеровском искусстве. Но при этом Аполлон оставался
богом иллюзий и заслонял человека от смерти иллюзией вечности. Дионис же
порождал противоположные инстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием
такого мироощущения человек сбрасывал с себя покрывало Майи, т.е. как бы
пробуждался от сна иллюзий и праздновал праздник единения с природой. Ибо
только природа способна научить человека жизни, она лучше (чем христианство и
традиционная мораль) знает добро и зло. Потому и искусство благотворно только
такое, в котором «все наличное обожествляется, безотносительно к тому – добро
или зло». Божественна сама жизнь, деление же ее на добро и зло – искусственно.
Но человеку это понять трудно. И
он постоянно задает вопросы: что добро и что наилучшее для людей?.
Такие вопросы Н. счиатет
праздными. Он рассказал притчу о царе Мидасе. Мидас с теми же вопросами
обратился к мудрецу Силену (спутнику бога Диониса). Силен ответил «Злополучный
однодневный род, дети случая и нужды, зачем вынуждаешь ты меня сказать тебе то,
чего полезнее было бы тебе не слышать? Наилучшее для тебя вполне достижимо не
родиться, не быть вовсе, быть ничем. А второе по достоинству для тебя – скоро
умереть».
В самой человеческой судьбе уже
изначально заложен диссонанс. Это состояние называется «вочеловечение
диссонанса». Для того, чтобы преодолеть это внутреннее состояние непокоя,
диссонанса, люди создают себе различные иллюзии – науки, религии, искусства,
мораль, политику. Человеку невообразимо трудно быть одновременно
и творцом, и зрителем театра жизни.
Диссонанс – свойство не только
человека, но и культуры. Это свойство присуще культуре с древнейших времен и по
сей день. Различие культур обусловлено преобладанием в них разного начала. Так,
эпоха «варварства» была «царством грубого дионисизма». Человек этого периода –
дионисический варвар. Варварство проявляло себя в необузданных инстинктах, в
разнузданности. Начало развития собственно человеческой культуры связано с
появлением у людей «метафизических» задатков, склонности к разумным наблюдениям
и обощениям. Возникновение такой способности породило разные типы культуры.
Таких типа три: сократовская, художественная и трагическая. В истории народов
они проявлялись как культура александрийская, эллинская и индийская. Три
культуры порождены тремя типами человеческих потребностей: одного пленяет
сократовская радость познания и мечта исцелить с его помощью человечество;
другого обольщает пленительный покров красоты; третьего – метафизическое
утешение, что под вихрем явлений нерушимо продолжает течь вечная жизнь и смерти
нет.
Начало культуры и собственно
человека порождало обращение к разуму. По разному разная культура рождала либо
пессимиста, либо оптимиста, либо гения, либо обывателя, либо «господина», либо
«раба».
Переживание человека, получившего
способность к анализу приводит его к пессимизму. Подобный пессимизм, трагизм
сознания способна преодолеть лишь эллинская культура, построенная на единстве
двух начал (аполлоновского и дионисийского). Аполлоновское с его принципом
«сторонись чрезмерного» неизменно порождало стремление к стабильности и
регламентации, размеренности и покою, а следовательно, не могло быть подлинным
зародышем жизни. Неукратимую жадность к жизни и радость жизни давало
дионисийское начало. Именно оно явилось началом культуры, искусства, морали.
Современная культура берет начало от культуры александрийской. Культура
сократовского типа – плод победы аполлоновского начала. Ее идолами стали
образование, просвещение, наука, которые заменили собой саму жизнь. Сократ же
был тем первым теоретическим человеком, который знание поставил на место
жизненных инстинктов. Сократовская култура способствовала тому, что постепенно
вытеснялись подлинно жизненные ценности, сама жизнь, перестал цениться сам
человек с его природой и жизненными инстинктами, обусловленное самой природой.
Сократ символизировал начало
новой эры. «Новорожденный демон» не был уже ни Дионисом, ни Аполлоном. С его
приходом возникла в культуре «новая дилемма: дионисийское и сократическое
начала». Сократовская тенденция погубила прежде всего искусство, основанное на
принципах философии жизни. Сократ противопоставлял инстинкту жизни сознание и
разум, тогда как у всех талантливых людей именно инстинкт и представлял собой
творчески-утвердительную силу.
Теоретический человек не может
быть свободным, так как он работает на службе у науки и подчинен ей.. В
противовес ему «свободный дух» и «свободный разум» владеет наукой, использует
ее , он не самоотчужден в ней.
Источник 14. А.Бергсон.
Творческая эволюция.
В этом труде в полной мере
раскрывается бергсоновская «философия жизни», в центре которой находится
понятие «жизненного порыва» - принципа развития и творчества, создающего в своем
бесконечном развертывании всю совокупность жизненных форм. Жизнь, которую
Бергсон считает прежде всего «тенденцией действия на неорганизованную материю»,
в процессе развития испытывает постоянное сопротивление этой косной материи;
динамическое взаимодействие материи и «жизненного порыва», несущего в себе
первичный импульс развития, и определяет распадение потока жизни на роды и
виды. Две главные линии такого развития – растительный и животный мир. Эволюция
последнего, также идущая по расходящимся направлениям, приводит к появлению
человека. На другой линии «толчок к общественной жизни» ведет к сообществам
перепончатокрылых – муравьев и пчел. Различные жизненные тенденции,
развивающиеся параллельно, связаны между собой, таким образом, лишь общностью происхождения.
Бергсон противопоставляет свои представления об эволюции как механической
концепции Г.Спенсера, так и традиционному теологизму.
Пытаясь занять нейтральную позицию, найти
«третий путь» между обеими трактовками эволюции, Бергсон склонен, однако,
оставить нечто от теологизма; но при этом цель эволюции лежит, как он полагает,
не впереди, а позади, в первоначальном импульсе. Особенно Бергсон критикует
принцип причинного объяснения эволюционного процесса, не оставляющий, по его
мнению, места свободе. С этим связано и его представление о невозможности
предвидения будущего. С необходимостью воздействия на косную материю, по
Бергсону, было связано возникновение и развитие интеллектуальных форм познания,
представляющих собой одну из лини эволюции, наряду с растительной и
инстинктивной. Концепция жизненного порыва дает онтологическое обоснование
теории интеллекта и интуиции, намеченной Бергсоном в ранних работах и развитой
в «Творческой эволюции». Именно здесь Бергсон в наиболее развернутой форме
излагает учение о философии и науке, их специфике и взаимоотношениях.
Позитивная наука как создание чистого интеллекта наиболее приспособлена для
воздействия на неорганизованную материю и выполняет практическую функцию,
фиксируя устойчивые и неподвижные формы в интересах действия на вещи. Интеллект
и основанная на нем наука служат потребностям
homo
faber –
человека, создающего искусственные орудия. Интеллект способен познать не сами
вещи, а лишь отношения между ними. В силу этого, по Бергсону, относительна и
истина, которую дает наука. Лишь интуиции, вырастающей из непосредственного
жизненного инстинкта, дано постичь абсолютную истину – жизнь в ее глубинных
проявлениях, в свободном потоке изменений, в длительности. Но в то же время
общая тенденция трактовки Бергсоном проблем интеллекта и интуиции, науки и
философии не сводиться к простому антиинтеллектуализму. Бергсон хочет
преобразовать само понятие рациональности, ввести в него не только то, что
традиционно связывалось с деятельностью науки и научного мышления, но гораздо
шире понимаемый опыт. В «Творческой эволюции» Бергсон рисует картину сложной,
динамической и органической реальности, представляя весь организованный мир как
гармоническое целое. Стремясь избежать крайностей антисциентизма и вовсе не
отвергая науку как таковую, он призывает к иной ориентации познания, к созданию
познавательных процессов, способных постичь эту реальность во всей ее глубине и
своеобразии. Он исследует здесь и развитие человечества как рода, принципы и
сущность его эволюции. Человеческие общества выступают у него не только как
вершина эволюции, но и как единственно возможный путь дальнейшего развертывания
«жизненного порыва»: воспроизведя в новой форме античные представления о микро-
и макрокосме, Бергсон показывает непосредственную и неразрывную
связь судьбы человечества с судьбой космоса.
Источник 15. Л.Витгенштейн. О
достоверности.
В этой работе Витгенштейн
подробно рассматривает проблему достоверности. Для Витгенштейна обычный язык
означает правильное словоупотребление. Но почему оно правильное? Потому, что
все так говорят. А почему так говорят? Потому что такова природа языка, потому
что нас так учили говорить с детства. Поэтому мы не сомневаемся и не можем
сомневаться в том, что мы говорим вместе со всеми другими людьми! «… как же может
ребенок сомневаться в том, что ему внушили? Это могло бы лишь означать, что он
не смог научиться определенным языковым играм». Это значит, что общество
сформировалось таким образом, что некоторые вещи оно принимает как абсолютно
достоверные, и эта достоверность закреплена в языке. Во все эти вещи мы верим
безоговорочно. Что это за вещи? Например, математические аксиомы и выражения:
если две величины равны третьей, они равны между собой и т.д.
На чем основана наша вера?
«Трудность заключается в том, чтобы понять отсутствие основания у нашей веры».
Мы верим потому, что верят все!. Чтобы ошибаться, человек должен судить в
согласии с человечеством. «Мы вполне уверены в этом» не означает просто, что
каждый в отдельности уверен в этом, но что мы принадлежим к сообществу, которое
объединено наукой и воспитанием». «…
вопросы, которые мы ставим, и наши сомнения основываются на том, что
определенные предложения освобождены от сомнения, что они словно петли, на
которых вращаются эти вопросы и сомнения. То есть принадлежит логике наших
научных исследований, что определенные вещи и в самом деле несомненны».
Отвечая на вопрос как может развиваться
наука, как могут изменяться взгляды людей, Витгенштейн говорит, что «… то, что
людям представляется разумным или неразумным, изменяется. В одно время им
кажется разумным что-то, что в другое время им казалось неразумным. И наоборот.
Но разве здесь нет объективного критерия?». Витгенштейн отвечает
иносказательно: «Очень умные и образованные люди верят в библейскую историю сотворения,
а другие считают доказанной считают ее ложность, при чем их обоснование
известно первым». Витгенштейн, конечно, понимает, что бывают и расхождения во
взглядах, и противоречия между ними. Но в конце концов побеждает тот взгляд, с
которыми соглашается большинство представителей данного сообщества. Знание в
конце концов основывается на одобрении. Одобрение может быть вызвано разными
рпичинами. Но в конечном счете мы всегда должны считаться с одобрением, и хотим
мы или нет, мы вынуждены принимать ту или иную языковую игру, которую нам
предлагают! «Вы должны задуматься над тем, что конкретная языковая игра есть
нечто непредсказуемое. Я имею в виду: она не обосновывается. Она не является
разумной (или неразумной). Она тут – как наша жизнь».
Источник 16. Т.Кун. Структура
научных революций.
Кун описывает науку как
последовательность периодов кумулятивного развития, прерываемую некумулятивными
скачками – научными революциями.
Концепция Куна в значительной мере сложилась под влиянием историков
науки – прежде всего Койре, Мейерсона, Метижер, Майер. Согласно Куну,
научное сообщество состоит из
специалистов определенной области, получивших сходное образование и
профессиональные навыки, усвоивших одну и ту же учебную литературу и отвечающих
за реализацию определенных целей, включая обучение учеников и последователей.
Эти цели имеют различный характер в период нормальной науки и в период научных
революций. (Нормальная наука –
понятие, введенное Куном. Означает деятельность научного сообщества в
соответствии с определенной нормой – парадигмой.
Природа нормальной науки состоит в постановке
и решении всевозможных концептуальных, инструментальных и математических
задач-«головоломок». Парадигма жестко регламентирует как выбор проблем, так и
характер принимаемых решений. Для Куна творческий аспект нормальной науки
ограничен расширением области применения и повышением точности парадигмы.
Концептуальные основания парадигмы. Концептуальные основания парадигмы при этом
не затрагиваются, что ведет лишь к количественному росту знания, но не
качественному преобразованию его содержания. Поэтому Кун характеризует
нормальную науку как в высшей степени кумулятивное предприятие. Поскольку
парадигма обеспечивает критерий выбора проблем, имеющих решение, постольку
нормальную науку отличает иммунитет – невосприимчивость к «внешнему» для
парадигмы опыту. Этому, однако, противоречит наличие в нормальной науке
«аномальных фактов», подрывающих ее устойчивость и ведущих в конечном счете к
кризису парадигмы. Неясно, однако, каким образом подобные факты
воздействуют на парадигму, которая в
силу своего «иммунитета» не должна на них реагировать. Вместе с тем
существование подобных фактов ставит под вопрос строго кумулятивный характер
нормальной науки. Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических
средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной
традиции. Понятие парадигмы коррелятивно понятию научного сообщества: согласно
Куну, парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и,
наоборот, научное сообщества состоит из людей, признающих парадигму. Как
правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических
трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем
и методов их решения в той или иной области
науки. К парадигме Кун относит, например, Аристотелевскую динамику,
птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику. В связи с неопределенностью
термина парадигма Кун в дальнейшем эксплицировал его значение посредством
понятия дисциплинарной матрицы, учитывающего, во-первых, принадлежность ученых
к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил их научной деятельности.
Наборы предписаний парадигм состоят из символических обобщений (законов и
определений некоторых терминов теории); метафизических элементов, задающих способ
видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор
направлений исследования, и, наконец, «общепринятых образцов» - схем решения
конкретных задач («головоломок»), обеспечивающих функционирование «нормальной
науки». В целом парадигма шире теории и нередко предшествует ей. Формирование
общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигмы
представляет собой научную революцию, т.е. полное или частичное изменение
элементов дисциплинарной матрицы. Выбор новой парадигмы диктуется не столько
логическими, сколько ценностными соображениями.). Основной единицей измерения
процесса развития науки является парадигма – концептуальная схема, которая в
течение определенного времени признается научным сообществом в качестве основы
его практической деятельности. Научная революция связана с полной или частичной
заменой парадигмы. Общий ритм этого процесса представляет собой диахроническую
структуру, включающую ряд последовательных этапов: генезис науки
(допарадигмальный период), нормальную науку (парадигмальный период), кризис
нормальной науки, научную революцию (смену парадигм). Допарадигмальный период
характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых
концепций и методов исследования. На определенном этапе эти расхождения
исчезают в результате победы одной из
школ. С признания парадигмы начинается история научной дисциплины как развитие
и совершенствование научной традиции. Данный период, определенный нормами и
образцами научной деятельности, Кун называет нормальной наукой. Однако
постепенно накапливаются различного рода «аномальные факты», которые не
поддаются решению средствами данной парадигмы. Это порождает состояние резко
выраженной профессиональной неуверенности – кризис парадигмы. Банкротство
существующих правил стимулирует поиск новых . Результатом этого процесса
является научная революция – полное или частичное вытеснение старой парадигмы
новой дисциплинарной матрицей.
Источник 17. З.Фрейд. По ту
сторону принципа удовольствия.
Основными объяснительными
принципами всех биологических наук мы привыкли считать принцип самосохранения
живого организма и принцип приспособления его к условиям той среды, в которой
ему приходиться жить. Стремление к
сохранению жизни своей и своего рода и стремление к возможно более полному и
безболезненному приспособлению к среде являются главными движущими силами всего
органического развития. В полном согласии с этими предпосылками традиционной
биологии, Фрейд в свое время выдвинул положение о двух принципах
психологической деятельности. Высшую тенденцию, которой подчиняются психические
процессы, Фрейд назвал принципом удовольствия. Стремление к удовольствию и
отвращение от неудовольствия, однако, не безраздельно и не исключительно
направляют психическую жизнь. Необходимость приспособления вызывает потребность
в точном осознании внешнего мира; этим вводится новый принцип душевной
деятельности – принцип реальности, который диктует подчас отказ от удовольствия
во имя «более надежного, хотя и отсроченного».
Первоначальнее этого принципа
(принципа удовольствия) находиться
принцип влечения к смерти, который является основным, первоначальным и всеобщим
принципом органической жизни. Следует различать два рода влечений. Первый –
эрос, включающий в себя весь инстинкт самосохранения – это влечение к жизни.
Другой род влечений, типическим примером которых следует считать садизм, может
быть обозначен как влечение к смерти. Задачей этого влечения является
«возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние», т.е. его цель –
«восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни», вернуть жизнь к
неорганическому существованию материи. При этом все положительные
жизнеохранительные тенденции, как стремление к самосохранению и проч.,
рассматриваются как частные влечения, имеющие целью обеспечить организму его
собственный путь к смерти и удалить все посторонние вероятности возвращения его
в неорганическое состояние.
Структура работы «По ту сторону
принципа удовольствия»: (1) О принципе удовольствия и принципе реальности.
Травматический невроз (неврастения). В пользу принципа удовольствия (на примере
игр детей). (2) Навязчивое повторение; (3) О сознании и воспоминании.
Кантовское положение. (4) Случаи, противоречащие принципу удовольствия. (5)
Сексуальные влечения.
В психоаналитической теории мы
без колебания принимаем положения, что течение психических процессов
регулируется принципом удовольствия, каждый раз связанным с неудовольствием,
напряжением и принимая затем направление, совпадающее, в конечном счете с
уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением неудовольствия или
получением удовольствия. Эта теория называется метапсихологической. Мы решились
поставить удовольствие и неудовольствие в зависимость от количества имеющегося
в душевной жизни и не связанного возбуждения таким образом, что неудовольствие
соответствует повышению, а удовольствие понижению этого количества. Дело может
обстоять лишь так, что в душе имеется сильная тенденция к господству принципа
удовольствия, которой противостоят различные другие силы и условия, и, таким
образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия.
Обратимся к вопросу, какие обстоятельства могут затруднить осуществление
принципа удовольствия. Под влиянием стремления организма к самосохранению этот
принцип сменяется «принципом реальности», который, не оставляя конечной цели –
достижение удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно
терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовлетворению. Часто бывает
так, что принцип удовольствия в сфере сексуальных влечений или в самом «Я»
берет верх над принципом реальности даже во вред всему организму. Замена
принципа удовольствия принципом реальности объясняет нам незначительную часть
опыта, связанного с неудовольствием. Другой источник неудовольствия заключается
в контактах и расщеплениях психического аппарата.
Травматический невроз наступает
после тяжелых механических потрясений, как столкновение поездов и другие
несчастья, связанные с опасностью для жизни. Изучение сновидения мы должны
рассматривать как надежный путь к исследованию глубинных психических процессов.
Сон возвращает больного в ситуацию кактастрофы, поведшей к его заболеванию и
больной просыпается с новым испугом. Истерики страдают от воспоминаний.
Я предлагаю оставить тему
травматического невроза и обратиться к изучению работы психического аппарата, в
наиболее ранних, нормальных формах деятельности. Я имею в виду игру детей.
(Приводятся с ребятами 1,5 лет). Ребенок сделал
переживание предметом своей игры > осуществляется принцип удовольствия.
В то время, как ребенок переходит от пассивности переживания к активности игры,
он переносит то неприятное, что ему самому пришлось пережить > при
господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы неприятное
сделать предметом психической обработки. Эти случаи разрешаются в удовольствие.
Бессознательное, т.е.
вытесненное, не оказывает никакого сопротивления, оно даже стремится только к
тому, чтобы прорваться в сознательное. Незначительная часть «Я» мы можем
назвать предсознательным. Сопротивление сознательного и предсознательного Я
находиться на службе у принципа удовольствия, оно имеет в виду избежать
неудовольствия, которое возникает благодаря освобождению вытесненного, и наше
усилие направляется к тому, чтобы посредством принципа реальности достигнуть
примирения с существующим неудовольствием.
«Навязчивое повторение»
заставляет переживать вновь и вновь, должно рпичинять неудовольствие. То же
самое, что психоанализ распространяет на перенесение у невротиков можно найти в
жизни не невротических людей. У
последних эти явления производят впечатление преследующей судьбы.
Можно выдвинуть гипотезу, что в
психологической жизни есть тенденция к навязчивому повторению, которая выходит
за пределы принципа удовольствия.
Далее следуют рассуждения о
сознании и воспоминании. Процессы возбуждения оставляют в других системах
длительные следы как основу памяти, т.е. следы воспоминаний, которые общего с
сознанием не имеют. Сознание возникает на месте следа воспоминания. Кантовское
положение, что время и пространство суть необходимые формы нашего мышления, в
настоящее время может быть подвергнуто дискуссии. Мы установили, что
бессознательные душевные процессы сами по себе находятся «вне времени».
Мы разъяснили случаи, которые
противоречат принципу удовольствия. Такие возбуждения извне – называются
травматическими. Нужно сделать попытку понимания обыкновенного травматического
невроза как последствия прорыва «защиты от раздражений».
Функция сновидения, заключающаяся
в устранении поводов к прекращению сновидения посредством использования
мешающих ему желаний желаний, оказываются не первоначальной: сновидение могло
бы лишь в том случае осилить эти мешающие ему возбуждения, если бы вся
психическая жизнь признало бы господство принципа удовольствия. Если существует
«та сторона принципа удовольствия», то можно допустить и некоторую эпоху,
предшествующую тенденции исполнения желания во сне.
Влечения, имеющие в виду судьбу
элементарных частиц, переживающих отдельное существо, старающиеся поместить их
в надежное место, пока они беззащитны против раздражений внешнего мира, и
ведущие к соединению их с другими зародышевыми клетками, составляют группу
сексуальных влечений. Они являются влечениями к жизни: то, что они действуют в
противовес другим влечениям, которые по своей функции ведут к смерти. Резкая
противоположность между влечениями «Я» и сексуальными влечениями, сводя первые
к смерти, а послнедние к сохранению жизни.
Анализ неврозов перенесения
побуждал к противоположности между сексуальными влечениями и влечениями «Я».
Если либидо направлено на Я, то мы имеем нарциссизм.
С указанием на существование
нарциссического либидо и на распространение его на отдельную клетку у нас
сексуальное влечение превратилось в эрос, который старается привести друг к
другу части живой субстанции и держать их вместе, а собственно сексуальные
влечения выявлялись как части эроса, обращенные на объект. Эрос действует с
начала жизни и выступает как влечение к жизни, в противовес влечению к смерти,
которое возникло с зарождением органической жизни.
Принцип удовольствия находится в
подчинении у влечения к смерти, он сторожит, вместе с тем, и внешние
раздражения, которые расцениваются высечениями обоего рода как опасности.
Принцип удовольствия состоит в
выходе негативной энергии – возбуждения, содержащегося в «оно». По ту сторону –
это заболевания неврозом, которые есть прямое следствие выхода
вытесненного. В дальнейшем Фрейд
отвергал значение сексуальности, выводил характер и образование неврозов
исключительно из стремления человека к власти и его потребности компенсировать
природную неполноценность.
Источник 18. З.Фрейд. Будущее
одной иллюзии.
Самая, может быть, важная часть психического инвентаря культуры... это
ее, в широчайшем смысле, религиозные представления...
...Религиозные представления произошли из необходимости
защитить себя от подавляющей сверхмощи природы. К этому присоединяется второй
мотив — стремления исправить болезненно ощущаемые несовершенства культуры. Первая
форма, в которой человеку явилось божество, была животной. Именно это имеет
место в тотемизме. И первые, но всего глубже осевшие этические ограничения —
запрет убийства и инцеста — возникают на почве тотемизма. Мать, утоляющая голод
ребенка, становится первым объектом его любви и, конечно, первым заслоном против
всех туманных, грозящих из внешнего мира опасностей, мы бы сказали, первым
страхоубежищем. В этой функции мать скоро вытесняется более сильным отцом, за
которым функция защиты с тех пор закрепляется на весь период детства.
Отношениям к отцу присуща, однако, своеобразная амбивалентность. Он сам
представляет собой угрозу, возможно, ввиду характера своих отношений с матерью.
Так что отца не в меньшей мере боятся, чем тянутся к нему и восхищаются им.
Приметы этой амбивалентности отношения к отцу глубоко запечатлены во всех
религиях... Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда
остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных
чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе
богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым тем
не менее вручает себя как защитникам. Таким образом, мотив тоски по отцу
идентичен потребности в защите от последствий человеческой не мощи, способ,
каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, наделяет характерными
чертами реакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им, беспомощность, а
такой реакцией и является формирование религии. Но в наши намерения не входит
дальнейшее исследование развития идеи божества; мы имеем здесь дело с готовым
арсеналом религиозных представлений, который культура вручает индивиду. Религиозные
представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или
внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что
требует веры.
По своей психологической природе религиозные представления являются
иллюзиями. Выдавая себя за знание, они не являются подытоживанием опыта или
конечным результатом мысли, это иллюзии, реализации самых древних, самых
сильных, самых настойчивых желаний человечества; тайна их силы кроется в силе
этих желаний. Характерной чертой иллюзии является ее происхождение из
человеческого желания... иллюзия не обязательно должна быть ложной, т. е.
нереализуемой или противоречащей реальности. Мы называем веру иллюзией, когда к
ее мотивировке примешано исполнение желания, и при этом отвлекаемся от ее
отношения к реальности, точно так же, как сама иллюзия отказывается от своего
подтверждения.
Утверждения религии не могут быть опровергнуты разумом. Они все —
иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными,
верить в них... О соответствии большинства из них действительному положению
вещей мы не можем судить. Насколько они недоказуемы, настолько же и
неопровержимы. Мы знаем еще слишком мало, чтобы сделать их предметом
критического рассмотрения. Загадки мира лишь медленно приоткрываются перед
исследованием, наука на многие вопросы еще не в состоянии дать никакого ответа.
Научная работа остается, однако, для нас единственным путем, способным вести к
познанию реальности вне нас. Будет той же иллюзией, если мы станем ожидать
чего-то от интуиции и погружения в себя; таким путем мы не получим ничего,
кроме с трудом поддающейся интерпретации откровений относительно нашей
собственной душевной жизни, они никогда не дадут сведений о вопросах, ответ на
которые так легко дается религиозному учению. Заполнять лакуны собственными
измышлениями и по личному произволу объявлять те или иные части религиозной
системы более или менее приемлемыми было бы кощунством. Слишком уж значительны
эти вопросы, хотелось бы даже сказать: слишком святы. В план нашего
исследования не входит оценка истинности религиозных учений. Нам достаточно
того, что по своей психологической природе они оказались иллюзиями.
Психолог, не обманывающийся насчет того, как трудно ориентироваться в
нашем мире, пытается судить о развитии человечества в свете той крупицы знания,
которую он приобрел при изучении психических процессов у индивида за время его
развития от детства до зрелости. При этом у него напрашивается взгляд на
религию как на нечто аналогичное детскому неврозу, и он достаточно
оптимистичен, чтобы предположить, что человечество преодолеет эту невротическую
фазу, подобно тому как многие дети вырастают из своих, по сути сходных,
неврозов.
Источник 19. Э.Фромм. Анатомия
человеческой деструктивности.
В этой работе обобщены
многочисленные попытки исследователя дать целостное представление о
реформированном психоанализе, о специфике философии – антропологической
рефлексии. Фромм раскрывает широчайшую панораму биологических, психологических,
антропологических учений – работа имеет энциклопедический характер.
Разрушительное в человеке философии переосмыслено Фроммом как проблема зла в
индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода.
Тема человеческой деструктивности
именно как философская идея заявлена в первой книге Фромма «Бегство от
свободы». Автор отмечал, что человек обычно подавляет в себе иррациональные
страсти – влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть. Что же лежит в
основе этих пагубных комплексов? Бессилие и изоляцию индивидов. Именно в таких
условиях человек может избавиться от чувства собственного ничтожества, разрушая
окружающий мир. Это последняя, отчаянная попытка конкретного человека не дать
миру расправиться с ним. Деструктивность – это отклик человека на разрушение
нормальных человеческих условий бытия. В ранний перирод Фромм разделял общие
мировоззренческие установки западной философии относительно изначальной
порочности человеческой природы. Нужно преодолеть животность человека,
заложенные в нем разрушительные природные инстинкты. В «Анатомии…» Фромм делает
поразительный и парадоксальный вывод: человеку вовсе нет нужды перерастать
дочеловеческую историю. Он ни в коей мере не является разрушителем по своей
природе. Присущая ему деструктивность – это благоприобретенное свойство. Именно
история совратила человека, породив в нем погромные и погибельные страсти. Эта
книга – первый том задуманной им многотомной систематизации психоанализа. Фромм
пытается подвести итоги более сорокалетней работы.
В данной книге Ф. употребляет
слово агрессия в отношении поведения, связанного с самообороной, с оветной
реакцией на угрозу, и в конечном счете пришел к понятию доброкачественной
агрессии. А специфическую человеческую страсть к абсолютному господству над
другим живым существом и желание разрушать (злокачественная агрессия) Фромм
выделяет в особую группу и называет словами «деструктивность» и «жестокость».
Человек отличается от животных именно тем, что он убийца. Садизм – страстное
влечение к неограниченной власти над другим животным существом. Некрофелия –
страсть к разрушению жизни и привязанность ко всему мертвому, разложившемуся,
чисто механическому.
Не свобода порождает
разрушительность, как предполагалось ранее, а воздержание от собственной воли.
Неготовность пользоваться плодами человеческой субъективности приводит к
деструктивности. Фромм усматривает рождение разрушительности не в первородном
грехе, а в предумышленном отказе от самого себя, от собственной уникальности.
Фромм в своих исследованиях
исходит их тезиса о первичности психических процессов, которые определяют
структуру социального феномена. Однако он видит перед собой не обособленного,
внесоциального индивида, как у Фрейда, а человека, включенного в реальный
социально-исторический контекст. Это позволило Фромму превратить психоанализ в
социальную философию.
Фромм подчеркивает – начинать
борьбу со злом следует в собственной душе – все остальное может следовать из
этого. Следовательно тема разрушительности берется конкретно антропологически.
Деструктивность – это нечто рожденное мною самим. Нет оснований полагать, что я
приговорен к ней изначально. Она результат моего выбора, моей экзистенциальности.
Такая постановка вопроса потребовала от Фромма перейти от философии к
естественно-конкретной тематике, переосмыслить биологическую и психологическую
концепции. По мнению Фромма, появление человеческой деструктивности относится к
истории, чем к предистории. Человек жив тем, что он – убийца.
В обширной психологической
литературе по проблемам насилия и агрессивности обнаружилось противостояние
двух противоположных точек зрения: (1) инстинктивистская (досознательное
начало); (2) бихевиористская (из социального окружения). Огромную
методологическую ценность имеет различение Фромом «доброкачественной» и
«злокачественной» агрессивности. Доброкачественная – восходит к миру.
Злокачественная – корениться в человеческом характере, страстях. Инстинкты –
категория натуралистическая. Страсти – категория социобиологическая и
историческая. Фромм показывает, что человеческие страсти менее всего можно
уподобить психологическим комплексам. Фромм выделяет характерные философские
моменты, которые создают основу каждого классифицированного им типа ориентации
– мазахистского, садистского, деструктивного и конформистского.
В психике каждого человека
заложены обе тенденции: любовь к жизни и любовь к смерти (биофил и
некрофил).
Источник 20. Карл Ясперс. Философская вера.
Решающий вопрос: «Христос или нигилизм?». Существующие подходы:
1. история философии – как путь к нигилизму, из веры в откровение
2. из рассудка, из науки – философия как путь к наукам
Ясперс: «это опрометчивые альтернативы».
В 1948 году он пишет: Запад постигла катастрофа:
- коммуникация с человечеством прошлых тысячелетий может оборваться
- можем сами себя лишить традиций
- сознание может ослабнуть
- публичность информирования может быть утрачена
Именно поэтому, считает автор, философия теперь просто необходима. Полярность
внутри человека – разделение на рассудок и иррациональное – только затуманивает
экзистенцию. Вера – это не иррациональное.
Философская вера – это вера мыслящего человека, когда ничто не принимается так,
как оно навязывается, ничто не принимается без глубокого проникновения в него.
Такая вера не может быть общезначимой, но она присутствует внутри человека,
беспрестанно становится яснее, осознаннее, продвигается далее посредством
сознания.
Вера, которую я осуществляю
Вера, которую я постигаю в этом осуществлении
мое убеждение (субъективная сторона веры)
содержание веры, которое я постигаю (объективная сторона веры)
если брать их по отдельности:
только верование без существенного содержания веры
только догма, мертвое ничто
Вера едина в том, что мы разделяем на субъект и объект, она объемлет субъект и
объект.
Бытие – не есть ни субъект, ни объект, присутствует и в том, и в другом.
Бытие называется объемлющим. Явленность бытия в том, что оно является для
нас таким, каким мы его знаем, а не таким, каким оно есть само по себе -
предметным. Оно является нам расщепленным на субъект и объект, связано с
пространством и временем в качестве форм созерцания, связано с категориями в
качестве форм мышления. Бытие ни есть ни объект, противостоящий нам,
воспринимаем ли мы его или мыслим, ни субъект.
То же и вера... Коренится в том, что служит основой явленности, она может быть
представлена лишь как то, что ни есть ни объект, ни субъект – но оба в едином.
Далее Ясперс анализирует неправильные представления: иногда кажется, что
вера – непосредственное, в противоположность тому, что опосредовано рассудком. Тогда
вера – это переживание всеобъемлющего, которое дано или нет. В таком случае,
истоки и основы подлинного бытия соскальзывают в то, что может быть
психологически описано, в то, что случается. Къеркегор: «витальный флюид,
духовная атмосфера, которой мы дышим». Это не вера, а то, что улетучивается,
рассеивается как туман.
Но вера – исторична. Она – не переживание, не нечто непосредственное, не
то, что можно описать как данное. Она – осознание бытия из его истоков
посредством истории и мышления. Для философской веры всякое
философствование, выраженное языком, - построение, только подготовка или
воспоминание, повод или подтверждение. И во времени еще нигде не обретена
вечная философия.
Определение философской веры дается Ясперсом через отрицание:
- не может стать исповеданием
- должна явить себя в мышлении и обосновании
- все время обращается к истокам
- не имеет прочной опоры в виде объективного конечного в мире
- ее мысль никогда не становится догматом
- не авторитарна
- философская вера – решимость радикальной открытости
Философская вера обладает чуткой совестью относительно суеверий, поэтому она не
может выразить себя в основоположениях. Объективное должно всегда
оставаться в движении.
Философская вера проходит через ничто, но она не вырастает из бездонности, не
начинает сначала – если она исконна. Она существует только в мышлении
отдельного человека и лишена объективной защищенности, предоставляемой
институтом. Она – то, что остается, когда все рушится. Но – она ничто,
если в ней ищут опору. Ее присутствование дано каждый раз, когда мы приходим к
самим себе, побуждаемые к тому преданием.
Бытие, которое нас объемлет. Бытие, которое есть и без того, чтобы мы были
1. мир – не предмет, а идея.
2. трансценденция – бытие, которое никогда не станет миром, оно говорит
через бытие в мире. Трансценденция есть только тогда, когда мир основан не сам
по себе, состоит не из себя, а указывает за свои пределы. Если мир – всё, то
трансценденции нет.
Бытие, которое есть мы
1. Наличное бытие – в образе телесности, в физиологических
функциях, в наследственной обоснованности создания форм и связей, в
психологических переживаниях, в манере поведения. Для этого – язык, орудия,
структуры. Человек сам себя создает предметно.
Наличное бытие для нас как бы само собой разумеется. Полярность субъекта и
объекта выражена в различении внутреннего мира и внешнего.
2. Мы – сознание вообще, в расщеплении на субъект и объект, мы –
объемлющее сознание. Полярность субъекта и объекта: я – сознание, мир –
предмет. Я узнаю значимость правильного, и в каждый момент нужно признавать
что-то правильным, и что-то неправильным.
3. Мы – дух. Духовная жизнь – это жизнь идей. Идеи ведут нас как
импульс, ...как систематическая методика освоения,... и пр. Они – не предметы,
но проявляются в мыслях и образах, воздействуют в настоящем. Расщепление на
субъект и объект: идея во мне и объективная идея, идея, идущая мне навстречу из
вещей. Я в качестве духа преисполнен идеями, с помощью которых я ловлю идущие
мне навстречу идеи. Расщепление в рассудке соединяется, образуя духовное движение.
4. Мы – возможная экзистенция, и наша сущность проявляется:
- в неудовлетворенности – человек постоянно испытывает несоответствие своему
наличному бытию, своему знанию, духовному миру
- в безусловном (витальном), которому подчиняется наличное бытие человека
- в стремлении к единому – неудовлетворенность только каким-нибудь одним из способов
воздействия объемлющего на себя
- в сознании непостижимого воспоминания – будто человек ведает о творении (по
Шеллингу) или может вспомнить то, что он созерцал до бытия мира (Платон).
- в сознании бессмертия – но не как продолжения жизни в другом образе, а как
укрытость в вечности, которая уничтожает время
Полярность субъекта и объекта – экзистенция и трансценденция. Я
существую, зная, что подарен себе трансценденцией. Я не существую посредством
самого себя в моих решениях, но бытие – посредством меня есть подаренное мне в
моей свободе. При этом, я могу отсутствовать для себя и никакая воля не подарит
меня мне.
Вера в самом широком смысле означает присутствие в этих полярностях. И это
присутствие не может быть вынуждено рассудком. Оно всегда имеет собственные
истоки, которых мы не можем хотеть, но из которых хотим, существуем, знаем.
Вера в широком смысле: в ситуации «я – наличное бытие» действует как нечто,
подобное инстинкту. Когда «Я – в качестве сознания вообще» – проявляется как
уверенность, «я – в качестве духа» – как убежденность.
Подлинная вера – акт экзистенции, осознающий трансценденцию в ее
действительности. Вера – жизнь из объемлющего, руководство, наполнение. Она
свободна, так как не фиксирована в конечном. Вера носит характер неустойчивого
– я не знаю, верую или нет. Вместе с тем – безусловного. На практике из ответа
на этот вопрос вытекают мои витальные состояния – активность или покой.
Основная философская операция – выход за пределы всего предметного в своем,
неизбежно остающимся всегда предметным, мышлении. Выйти из темницы, где
существует расщепление на субъект и объект – в нас всегда что-то этому
противится, а значит, и всему философскому мышлению. Падаем на четыре лапы в
предметность, противимся состоянию головокружения, которое охватывает нас в
философствовании, противимся требованию стоять на голове. Мы хотим остаться
«здоровыми» и стремимся уклониться от возрождения нашей сущности в
трансцендировании. Если мы вернемся к «здравому рассудку» – снова фиксирование
на объекте. Осязаемым делается то, что выходит за рамки всякого расщепления на
субъект и объект, а это уже суеверие.
Диалектика очень различна по своему смыслу: это – логический процесс, который
идет через антитезы к разрешению в синтезе. Это – то, что реально происходит
под действием противоположностей, когда они, сталкиваясь, объединяются и
создают нечто новое. Доведение противоположностей до антиномий без разрешения –
падение в неразрешимость, в противоречие – это называется приведением к
границам, где бытие является абсолютно разорванным, и где мое собственное бытие
становится верой. А вера – постижением в кажущемся абсурде. Бытие и Ничто, Вера
и Неверие – проникают друг в друга, потом самым решительным образом
отталкиваются друг от друга. Противоположности наличного бытия, духа, мира
примиряются в гармонии тотального видения, а оно нарушается возмущением
экзистенции против этой неистины.
Во все времена еще нигде не обретена вечная философия, но она всегда
присутствует – в самой идее философствования, и в общем образе истины философии
как ее истории за три тысячелетия. Помогает ли философия в беде? Вопрос этот
задают те, кто ищет опоры объективной и чувственно осязаемой. Но этого она как
раз и не дает. Опорой в философствовании служит воспоминание, возможность
перевести дух в представлении об объемлющем, в обретении себя в даровании себя.
Но даже наивысшее предание остается во времени, не дает ни опоры, ни реальной
общности. Однако она – неисчерпаемый источник в ее истории от Китая до Западной
Европы, который струится только тогда, когда его находят в истоках настоящего –
для нового существования. Взаимоотношения философской веры и традиционной веры
– не с послушанием, хотя и с почтением. История – не авторитет, а единственное
присутствие духовной борьбы.
Содержание философской веры.
В философствовании человек совершает прорыв своего естества. То, что он
схватывает в этом прорыве, и есть – его вера. Обнаруживать такие ходы мыслей
(философские), прояснять их и раскрывать, повторять их и узнавать в них то, что
мыслилось на протяжении тысячелетий, - дело философии, как превратившегося в
профессиональное ремесло, мышления.
Пространство содержания веры:
- что я знаю?
- что я собственно есть? (вопрос о бытие – одновременно вопрос о спрашивающем)
То, что существует – не есть объект. Но мы можем понять отличие явленности от
самого по себе бытия. То, что подлинно существует – не есть переживаемое. Но во
всем переживаемом есть присутствие бытия. Переживать и понимать – обязательные
акты для обретения уверенности в бытии.
Если то, что существует, не есть структура мышления в категориях, не Логос, то
оно недоступно и логическому познанию. Но подлинное бытие являет себя в
расщеплении на субъект и объект – должно наполнить категории, чтобы придать им
смысл и значение. В конечном итоге, ответ должен быть: существует
трансценденция.
- что есть истина?
В каждом модусе объемлющего:
«я в качестве наличного бытия» – истина заключена как непосредственность
чувственного наличия, витальная польза, инстинкт, практическое и
благоприятствующее.
«я в качестве сознания вообще»: истина – непротиворечивость предметно мыслимого
в общих категориях
«я в качестве духа»: истина – в убежденности в идеях
«я в качестве экзистенции»: истина – подлинная вера. Верой называется сознание
экзистенции в соотнесении с трансценденцией. Всякая истинность высказывается в
сфере сознания вообще, которое дает лишь формы правильности, в то время как
источник истины происходит из других модусов всеобъемлющего
- каким образом я знаю?
Каждая истина присутствует в особом способе мышления. Учение о категориях и о
методе дает общее представление о философствовании. Овладев философствованием –
я не только знаю, но и знаю – каким образом я знаю, посредством чего я знаю.
Для философствования нужно удостовериться, что речь идет именно о беспредметном
мышлении, характерном для философии.
Трансцедентирующее мышление – благодаря методу оно научно по своему характеру,
но из-за исчезновения определенного предмета, это иное – ненаучное знание.
Философское содержание веры.
Бог есть
Существует безусловное требование
Мир обладает исчезающим наличным бытием между Богом и экзистенцией
Бог есть. Трансценденция над всем миром или до всего мира называется Богом.
Величайшее различие веры:
1. Я считаю мир в его целостности Бытием самим по себе, природу – Богом. В вере
обретается уверенность в ходе мыслей. Становятся величайшим событием для
человека – в качестве доказательства, мысль, как таковая, совершает переворот.
Мысль становится одной из основ.
2. Я рассматриваю мир в его целостности как лишенный основы и ищу основы мира и
самого себя в том, что находится за пределами мира.
Существует безусловное требование. Основа для поставленных перед нами
требований – цели в наличной жизни (польза) и не вызывающий сомнения авторитет.
Подобные требования – основа действия. Безусловное требование подступает ко мне
во временности моей настоящей жизни как требование к моему наличному бытию со
стороны моей подлинной самости, требование того, что я как бы вечно есмь перед
трансценденцией. Там, где безусловное требование есть, оно перепендикулярно
времени, оно вторгается из трансценденции в этот мир.
Реальность мира обладает исчезающим наличным бытием между Богом и экзистенцией.
Явленность наличного бытия – основной вывод философского мышления. Этот вывод
не добавляет нового частного знания, но производи сдвиг в осознании бытия в
целом. Уверенность в незавершенности мира – готовность постоянно вслушиваться
во все новые способы бытия.
Слишком гладкое высказывание этих мыслей приводит к тому, что ими начинают
оперировать как знанием, и тогда они теряют смысл. Тот, кто точно знает, что
говорит и чего хочет Бог, превращает Бога в существо мира, над которым он
властвует – это также на пути к суеверию. То, что представляется обоснованной
достоверностью одному человеку, а иногда и сообществу людей, никогда не может
быть в своем содержании определенностью для всех.
Разум. Разум бесконечно превосходит рассудок:
- нечто, что ведет нас по пути философствования
- сопоставляет все уровни истины, препятствует ее замыканию в себе
- запрещает останавливаться на каком-то смысле истины, который не включает в
себя всю истину
- требует ничего не упускать, вступать в соотношение со всем, что есть...
- запрещает завершенную гармонию
Корень разума – не воля к разрушению, а открытость бесконечности содержаний.
Разум – это объемлющее в нас, которое не имеет подлинных истоков, но есть
орудие экзистенции, связь всех модусов объемлющего. Разум – это тотальная воля
к коммуникации.
Источник 21. М.Хайдеггер. Письмо
о гуманизме.
Работа Хайдеггера, представляющая
развернутый ответ французскому философу Жану Бофре, который в связи с работой
Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» спрашивал о перспективах обновления
этого понятия. Возрождать стершийся «изм», по Хайдеггеру, нет необходимости.
Античный, ренессансный, постхристианский этический виды гуманизма замыкают
человека в рамках им выстроенной системы. Они упускают, что человек не сумма
животного и разумного начал и не метафизический конструкт, именуемый личностью.
Он впервые осуществляется в экзистенции – выступании в истину бытия, которая
требует от человека, чтобы он хранил ее, чтобы в ее свете все сущее явилось как
оно есть. Бытие расположено к человеку, говорит ему своей открытостью и всегда
получает тот или иной ответ. В этом смысле оно – это начало языка. Язык – дом
бытия и жилище человека. Человечность корениться не в нашем телесно-душевном
устройстве, а в принятии нами дара бытия. Его событие – начало истории.
Близость бытия приоткрывается как та родина, на чьем просторе присутствует или
отказывает в своем присутствии Бог. Бездомность современного человека создана
его вращением вокруг метафизических представлений о самом себе. Человек находит
себя не как господин сущего, покоритель планеты, а как сосед и пастух бытия.
Мир – не объект глобального планирования, а чистая трансценденция. Наше
неотъемлемое «бытие-в-мире» означает, что горизонтом нашей деятельности в
конечном счете оказывается истина бытия, и только она.
Поэтому действеннейшее дело –
мысль, вспоминающая о мире как изначальном измерении бытия. Этика и онтология,
практика и теория оказываются в свете бытийной мысли поздним различением. От
биологизма, прагматизма, от ценностно-этической трактовки человека мысли
предстоит возвратиться к простейшему и ближайшему. Такое возвращение опаснее,
чем метафизические взлеты, потому что, не будучи сущим, бытие, с точки зрения
последнего неотличимо от ничто; и вместе с целительным в его просвете сразу
появляется злое. Для «стояния в истине» нет правил, опыт приходит только в самом
риске (авантюре) мысли, захваченной бытием, дающей ему слово и участвующей так
в событии истины. Мыслители и поэты, принадлежа истине бытия и оберегая ее,
оставляют неприметный, но нестираемый след в языке.
В этом произведении Хайдеггер
критикует европейский гуманизм, почвой которого была разросшаяся и
дифференцированная на всяческие «измы» метафизика. Но поскольку для метафизики
так и осталась «потаенной», непродуманной, погруженной в забвение истина бытия,
то прежние философы, включая самых великих, ничего не смогли предложить ни для
понимания, ни тем более для предотвращения «сущностной бездомности человека»,
которая стала его судьбой. Вот почему, по убеждению Хайдеггера, слово
«гуманизм» потеряло свой смысл. Хайдеггер говорит о негосподском положении человека
в окружающем мире, а главное об ответственности его перед лицом бытия. «Человек
– не господин сущего. Человек – пастух бытия… Он приобретает необходимую
бедность пастуха, чье достоинство покоится на том, что он самим бытием призван
для сбережения его истины… Человек в своей бытийно-исторической сути еще сущее,
чье бытие, будучи экзистенцией, состоит в обитании вблизи бытия. Человек –
сосед бытия». О своем гуманизме
Хайдеггер пишет так: «Это гуманизм, мыслящий человечность человека из близости
к бытию. Но это вместе и гуманизм, в котором во главу угла поставлен не
человек, а историческое существо человека с истоком в истине бытия».
Источник 22. Сартр Ж.-П.
Экзистенциализм – это гуманизм.
Человек – это его свобода, как
демиург он не ограничен. Быть вне детерминизма означает, что сущности
предшествует эзистенция. С другой стороны, «если нет Бога, как узаконить наше
поведение без ценностей и порядка»? Мы без оправданий одиноки, и человек,
получается, обречен на свободу. Обречен, ибо не сам себя сотворил, и тем не
менее свободен, ибо, заброшенный однажды в мир, он в ответе за все, что ни
делает». Свобода абсолютна, ответственность тотальна. Быть экзистенциалистом –
значит видеть назначение человека в изобретении и расшифровке себя самого.
Сартр формулирует определенную социальную мораль. Мы не хотим свободы ради
свободы, пишет Сартр. «Желая и стремясь к свободе, мы понимаем, что она зависит
от свободы других, что их свобода зависит от нашей. Ясно, свобода как
определение человека ни от чего не зависит, но с момента появления какой-то
цели я обязан желать свободы других вместе с моей собственной».
В основе нравственности по Сартру
лежит свободное волеизъявление личности. «Если бога нет, то мы не можем
ссылаться ни на какие ценности или заповеди, узаконивающие наше поведение.
Таким образом, в обширной сфере ценностей мы не находим никаких оправданий
позади нас и никаких воздаяний впереди нас. Мы остаемся одни».
Источник 23. А.Камю. Бунтующий
человек.
В отличие от Ясперса и Хайдеггера Камю не ставит вопроса о бытии
вообще. Хайдеггер задавал вопрос о смысле бытия. Камю оставляет бытие в стороне
и сосредотачивает внимание на проблеме смысла человеческой жизни, истории и
индивидуального существования.
Основная тема работы – бессмысленность жизни – если человек должен
умереть, то стоит ли жить. «Есть лишь одна по-настоящему философская проблема –
проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее
прожить - значит ответить на
фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно.»
Почему этот вопрос наиболее важный – это очевидно из действий, которые
производит человек. Галилей с легкостью
отрекся от того, что Земля вертится вокруг Солнца потому, что эта истина не
стоит того, чтобы отдавать за нее жизнь. И в тоже время множество людей
умирают, поскольку жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Поэтому вопрос о
смысле жизни К. считает самым неотложным из всех вопросов. Если человек
добровольно расстается с жизнью, то, вероятно, потому, что сознает, хотя бы
инстинктивно, что нет никакой глубокой причины для того, чтобы продолжать жить
и страдать, что мир чужд и враждебен ему. Мир, который может быть хоть
как-нибудь объяснен, - это наш зеакомый, привычный мир. Но если Вселенная вдруг
лишится иллюзий и интерпретаций, человек сразу же почувствует себя в ней чужим,
посторонним. Его ссылка в этот мир бесповоротна, потому что он лишен
воспоминаний о потерянной родине и надежды на землю обетованную.. Этот разрыв
между человеком и его жизнью, между актером и его сценой и есть подлинное
ощущение абсурда. Можно указать на ряд жизненных ситуаций, которые порождают
чувство абсурда. Обычно в нашей жизни мы следуем привычной рутине, которая
заставляет нас делать механически одно и то же день за днем. Скука, ощущение
того, что все надоело приходят в конце ряда актов механического образа жизни,
но в то же время они пробуждают сознание. В конце этого пробуждения либо
самоубийство, либо выздоровление. Обычно, мы живем, ориентируясь на будущее и
спокойно даем времени уносить нас. Но наступает день, когда человек сознает,
что он прошел известную точку на кривой и идет к своему концу. Он принадлежит
времени, и по ужасу, охватывающему его, он узнает своего худшего врага. Этот
бунт плоти есть абсурд. Еще один шаг, и ощущение чуждости закрадывается в нас.
Это происходит, когда мы осознаем твердость, плотность мира вокруг нас. Мы
чувствуем, до какой степени какой-либо камень чужд нам, с какой силой природа
или какой либо ландшафт могут отрицать нас. В глубине этой красоты есть что-то
бесчеловечное и она в одно мгновенье утрачивает свое иллюзорное очарование и
становится более далекой, чем утраченный рай. Первоначальная враждебность мира
через тысячелетия встает перед нами. Эта плотность и чуждость мира есть абсурд.
Человек хочет понять мир, но понять мир, значит привести его к
некоторому абсолюту, единству. Стремление человека к абсолюту вечно останется
неосуществимым, поскольку хотя первый шаг ума состоит в различении истины и заблуждения,
человек убеждается, что истина ему не доступна. Человек не может отрицать
существование этого мира, но никакое знание на земле не может дать ему
уверенности в том, что это его мир. С помощью феноменов человек может схватить
феномены и перечислить их, но никогда не сможет понять их.
Камю хочет, чтобы наука дала полное, завершенное объяснение мира,
такое, чтобы он мог целиком его понять. Посколькуц же наука этого сделать не
может, он вообще отрицает ее значение. Он пишет, что в этом мире, где доказана
невозможность познания, где единственной реальностью кажется ничто, а
единственно возможной установкой – безысходное отчаяние. Эта ситуация, которую
можно характеризовать, как крайнюю степень отчуждения, когда весь мир кажется
абсолютно враждебным человеком.
Абсурд рождается в столкновении между призванием человека и неразумным
молчанием мира. Иррациональность, человеческая ностальгия и порожденный их
встречей абсурд – вот три персонажа драмы, которую необходимо проследить от
начала до конца со всей логикой на какую способна экзистенция.
Помимо человеческого ума нет абсурда.
Следовательно, вместе со смертью исчезает и абсурд, как и все остальное. Смерть
– наиболее яркое и полное выражение абсурда, это величайшая несправедливость,
причиненная человеку. Камю считает, что раз человек должен умереть, то и вся
его жизнь и деятельность лишены смысла.
В книге человек стоит не
непосредственно перед вселенной, природой. Непосредственно
ему противостоит социальный мир, общество, которое опосредует его отношение
к природе. Главный вопрос – как жить в этом мире, в той социальной реальности,
которая нам дана. Камю признает человеческую жизнь за единственное необходимое
благо и она становится исходным пунктом всего дальнейшего анализа. Глядя на
социальный мир с точки зрения жизни отдельного человека, Камю усматривает отличительную
черту, или особенность нашего времени в том, что лишение жизни человека,
убийство, стало нормой. Убийство и самоубийство – две стороны одной и той же
медали – несчастного сознания, которое мукам ограниченности человеческого удела
предпочитает темный восторг, в котором сливаются, уничтожаясь, земля и небо.…
Если отрицаешь доводы в пользу самоубийства,
не найдешь их и в пользу убийства. Впрочем, в одном случае, по его мнению,
убийство все же находит известное, хотя бы моральное, оправдание – если платой
за убийство человека становится собственная жизнь убийцы; когда ее продолжение
– это принципиально важно! – оказывается для него самого невыносимой мукой.
Однако, убийство, превратившееся
в заурядную повседневность, тоже нуждается в философском объяснении. Видимо, и
оно входит в саму человеческую природу, специфика которой в том, что
человек – «единственное существо, которое
отказывается быть тем, что оно есть». Убийство вытекает из человеческого
стремления изменить мир. Мы стремимся преобразовать действительность, сделать
из хаоса порядок, мы бунтуем против бессмысленной, беспорядочной
действительности. «Бунт хочет, бунт кричит, требует, чтобы скандальное
состояние мира прекратилось и наконец-то запечатлелись слова, которые
безостановочно пишутся вилами по воде. Цель
бунта – преображение. Но преобразовывать – значит действовать, а действие
уже завтра может означать убийство, поскольку бунт не знает, законно оно или
незаконно». Причины бунта могут меняться, но сам он предстает как существенное
измерение человеческой природы. «Конечно сам человек не сводится к восстанию.
Но сегодняшняя история, с ее распрями, вынуждает нас признать, что бунт – это
одно из существенных измерений человека. Он является нашей исторической
реальностью. И нам нужно не бежать от нее, а найти в ней наши ценности».
Начать с того, что сама
социальность, точнее, солидарность людей как условие социальности, проявляется
в бунте и вырастает из бунта. «…Для себя самого индивид вовсе не является той
ценностью, которую он хочет защищать. Для создания этой ценности нужны все
люди. В бунте, выходя за свои пределы, человек сближается с другими, и с этой
точки зрения человеческая солидарность становится метафизической».
Конечно бунт может разрушить
солидарность, но тогда он лишается своего метафизического смысла «и в
реальности совпадает с мертвящим соглашательством». Тот бунт, который
тождественен самой жизни, не совпадает
со стремлением ко всеобщему разрушению: ведь вырастает он из стремления к
порядку и гармонии, которых в мире нет. Потому «…бунт обязан уважать границы,
открытые бунтарем в самом себе, за которыми люди, объединившись, начинают свое
подлинное бытие».
Будучи поборником единства
человеческого удела, бунт является силой жизни, а не смерти. Его глубочайшая
логика – логика не разрушения, а созидания. Бунтарь не может стремиться ни
к абсолютной свободе ни к абсолютной
справедливости: «Абсолютная свобода – это насмешка над справедливостью.
Абсолютная справедливость – это отрицание свободы. Животворность обоих понятий
зависит от их взаимного самоограничения».Человек бунтует всегда, ибо в этом
состоит его существование. Он никогда не находит в себе покоя. Камю
противопоставляет понятие бунта понятию революции. Революция, разрушая одни
институты, устанавливает другие, прежде всего – новое государство, государство
же означает насилие.
Источник 24. Г.Маркузе.
Одномерный человек.
Работа посвящена важнейшим
проблемам ХХ в.: положению человека в технологическом мире, НТП и его последствиям
в различных областях, политической и идеологической компонентам массового
сознания. Проблематика раскрывается в связи с общественными тенденциями,
которые Маркузе определил через триаду: «одномерное общество-одномерный
человек-возможность альтернативы». Понятие одномерность соотносится с
философскими категориями, отображающими антагонистическую реальность и
являющимися двумерными. Маркузе применяет его по отношению к современному
высокоразвитому индустриальному обществу как обществу без оппозиции, пораженному
параличом критики, утратившему второе измерение. Обосновывая этот тезис Маркузе
отмечает, что существование в современном обществе осознается одинаково всеми
классами, ни один из них не является революционным; классовая диалектика
отсутствует. Такое положение он объясняет огромным приростом производительных
сил, которые утратили свою революционизирующую роль и заинтересованы в
возрастании эффективности существующей системы. Имеющиеся в ней антагонизмы
интегрируются и утрачивают революционный потенциал. С антисциентистских позиций
Маркузе оценивает НТП, который не только стабилизирует систему, но и
способствует созданию аппарата «репрессий»: происходит совеобразное слияние
техники и господства, рациональности и угнетения. Маркузе сосредотачивает внимание
на критическом анализе личностного
аспекта проблем духовной жизни: формировании т.н. технократического,
«рационалистического» образа мышления, оказывающего репрессивное воздействие на
сферу духовного, которая включает нравственные, эстетические, познавательные и
др. жизненно важные представления человека. Технология увеличивает возможности
буржуазного идеологического прессинга: создается такая «одномерная» форма
общественной жизни, в которой невозможна оппозиция. У человека формируются
ложные потребности, он сам становится «одномерным», утрачивает способность
критического отношения к действительности. Концепция строится без учета
различий между капитализмом и
социализмом: оба общества являются
«одномерными». Отсюда и небольшие «шансы альтернативы»: по Маркузе, это –
культурно-эстетические проекты, идея нравственного совершенства и прочие
традиционные для идеологии третьего пути ценности.
В «Одномерном человеке» мы
находим образ человека, живущего в обществе с одним измерением, руководимом
убогой плоской философией. Общество, в котором критика парализована тотальным
контролем, это общество без оппозиции. Философия поражена язвой технологической
рациональности и логики силы-власти при поддержке худшей разновидности
позитивизма.
В технологическом обществе
аппарат стремится к всевластию, определяя не только занятость и социальное
поведение, но и индивидуальные потребности. Технологический универсум стремится
стать политическим универсумом. Это последняя стадия реализации исторического
проекта – превращение природы в простой объект подавления.
Свобода мысли и слова, сознания и
инициативы, однажды пройдя институализацию, разделяет судьбу всего общества. В
самом деле, индустриальное общество, сражающееся за «всеобщее процветание»,
есть общество, организация которого требует все более эффективной власти над
природой и человеком (ее частью), все более действенного использования
ресурсов. Высокая продуктивность делает все более напряженным труд, ограничивая
потребности. Так подавляющий контроль распространяется на все сферы жизни
общества, включая приватные отношения, абсорбируя все альтернативы.
В тоталитарно-технологическом универсуме
«душа и тело постоянно мобилизованы на его защиту». Это общество способно
сдерживать любое качественное изменение в нужных временных рамках, а его
рафинированные техники контроля дают человеку иллюзию свободы.
Так общество, аннулируя
критическую мысль, уничтожает саму возможность изменения. Развитие капитализма
изменило структуру и функцию классов, рабочий класс, интегрированный системой,
потерял роль трансформирующего исторического фактора. Теперь, борьба за
обновление не может идти путем, указанным Марксом. Тоталитарные тенденции
одномерного общества делают неэффективными традиционные формы протеста… Все же
на периферии общества есть социальный слой отверженных, чужаков,
эксплуатируемых, преследуемых национальных меньшинств, безработных и
неработоспособных, жаждущих положить конец невыносимым условиям… Их оппозиция
подрывает систему извне, эта сила нарушает правила игры, показывая тем самым,
что игра нечистая. Когда, объединяясь, они требуют элементарных прав, то,
встреченные вооруженной силой, готовы к пыткам, лишению свободы и даже смерти…
Сам факт, что они отказываются участвовать в игре, уже означает начало конца
этого периода.
Это не значит, что события будут развиваться таким образом.
Это лишь знак нового настоящего внутри и за пределами индустриального общества.
Т.о. одномерный человек, по М., характеризуется полной утратой
социально-критического отношения к обществу. В современном обществе этот тип
личности стал массовым, в результате чего, массы уже не могут быть носителями
инициативы. Маркузе стоит за «Великий отказ» как от капитализма, так и от
социализма, искаженного тоталитарной системой власти и политикой сосуществования
и соревнования с капитализмом.