Анализ финансового потенциала жителей Волгоградской области в жилищной сфере
2002
Научный руководитель: кэн, доцент Иванова Т.Б.
Анализ
финансового потенциала населения важен при разработке различных
социально-ориентированных программ всех уровней бюджета, а также при
осуществлении коммерческих проектов в области ипотечного кредитования. Задачами
подобного анализа являются: 1. разделение всего населения области на несколько
групп в соответствии с получаемыми доходами; 2. определение профессиональной и
возрастной структуры выделенных групп.
На всем протяжении послевоенной советской истории
жилищная отрасль характеризовалась следующим: 1. Высокими темпами ввода нового
жилья; 2. Наличием системы бесплатного предоставления жилья населению; 3.
Низкими фактическими нормами обеспеченности граждан РСФСР жильем не только по
сравнению с зарубежными странами, но и рядом советских республик.
С началом рыночных реформ положение в отрасли
только усугубилось. К 2000 году падение объемов ввода нового жилья снизилось по
сравнению с 1990 годом на 46,36 процента, составив 400,5 тыс.кв. метров.
Причина такого падения кроется в структурных изменениях в экономике страны, а
также значительном снижении бюджетных ассигнований при недостаточном
платежеспособном спросе населения. Вплоть до 1999г. доля частного сектора в
жилищной сфере не превышала 50 процентов, что обусловливало зависимость
указанной отрасли экономики от государства, а ее благополучие от благополучия
бюджета страны.Лишь в 1999г. доля
частного сектора в жилищном строительстве достигла 54 процентов от общего
объема вводимого в области жилья. Таким образом возросла роль факторов,
связанных с масштабами участия населения на жилищном рынке и, в том числе,
доходов населения.
При
проведенных в ходе исследования рассчетах были использованы данные Департамента
инвестиций и целевых программ Комитета экономики Администрации Волгоградской
области, статистические данные Облкомстата и Госкомстата России.
В ходе
проведенного мною анализа все население Волгоградской области, было разделено
на 10 групп, по 10 процентов в каждой, в зависимости от получаемых доходов. Все
эти 10 групп были далее поделены на 3 сегмента, в зависимости от реальности
покупки жилья за собственный счет. I
сегмент - самостоятельная часть населения;
II сегмент - относительно
самостоятельная часть населения; III
сегмент - несамостоятельная часть населения.
Как показал
анализ, реальные шансы купить квартиру самостоятельно без помощи государства в
реальные сроки имеет только десятая группа населения - с максимальными
доходами. Эти доходы начинаются со значения 2115 руб. в среднем на члена семьи
в месяц в ценах 2000г. Косвенным подтверждением полученного результата могут
служить данные, полученные в ходе социологического исследования на тему:
“Жилищно-коммунальная сфера г.Волгограда в период реформирования.” На вопрос:
“Если Вы планируете в ближайшие 5 лет изменить свои жилищные условия, то каким
образом?” около 8 процентов населения ответило, что собирается приобрести жилье
за собственный счет.
Таким
образом, около 10 процентов населения входят
в первый сегмент и являются активными участниками жилищного рынка. Их
возраст сосредоточен на отметке 27-50 лет. Они принадлежат, как правило, к работникам
черной и цветной металлургии, химической промышленности, финансовой и страховой
сферы. Всего 14 профессинальных групп из 28 рассматриваемых.
Следующий
(второй) сегмент - относительно самостоятельные группы населения. К ним
относятся девятая и, частично, восьмая группа из десяти рассмотренных. Средний
доход на душу населения в этой группе начинается со значения 1507 руб. в месяц
на члена семьи в ценах 2000г. Количество профессиональных подгрупп расширяется
до 21 из 28. Возрастные рамки практически сходны с первым сегментом. Следует
отметить, что помощь государства стимулирует деятельность данной группы на жилищном
рынке. Этот сегмент самый перспективный с точки зрения запуска ипотеки в
области. Помощь ему со стороны государства будет способствовать расширению
жилищного строительства и привлечению средств населения в отрасль.
Третий
сегмент - несамостоятельные группы населения от первой до седьмой или около 70
процентов всего населения Волгоградской области. Эти группы разнообразны, как
по профессиональному, так и по возрастному признакам. Представители этого
сегмента могут присутствовать на рынке жилья только при условии их полной
поддержки со стороны государства.
Каждая
группа требует к себе совершенно особого подхода со стороны государства.
Как уже
было замечено, третий сегмент требует стопроцентного участия государства в
решении своих жилищных проблем. Такое финансирование способно решить социальный
кризис, но усугубить бюджетный. Как показывают проведенные в ходе исследования
рассчеты, с учетом мультипликатора и налоговых поступлений, бюджетное финансирование
несамостоятельных групп приводит к убыткам для государства до 82 руб. на 100
руб. инвестиций. В результате закрывается путь на жилищный рынок для второго
сегмента, хотя кредитуя его государство способно получить значительно больший
экономический эффект, за счет привлечения средств населения и погашением
убытков процентами по кредитам.
Помощь
первому сегменту со стороны государства может ограничиться лишь правовой
защитой и поддержкой экономической стабильности в области и государстве.
Таким образом,
на сегодня в финансовой поддержке государства нуждаются около 90 процентов
населения, объединяющими первый и второй сегменты. Задачей государства в
подобной ситуации становится создание оптимальной жилищной политики. Введение в
Волгоградской области ипотеки может стать ее инструментом, поскольку создает
самофинансирующуюся систему кредитования восьмой и девятой доходных групп и
предоставит возможность бюджету сосредоточиться на группах ниже восьмой.
|